Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!
АЛЕКСЕЙ БЕЛИНСКИЙ

«ПОРА ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕЭФФЕКТИВНЫХ ВАРИАНТОВ РЕАЛЬНОСТИ»
Цифровая ориентированность российской экономики, с одной стороны, ставит перед отечественными компаниями новые задачи, с другой — открывает дополнительные возможности. О том, на что делать ставку во времена четвертой технологической революции и каких эффектов от «цифры» ждут в транспортном машиностроении, рассказывает член совета директоров ГК «ЛокоТех» и председатель совета директоров компании 2050.DIGITAL Алексей Белинский.
Алексей Анатольевич, как вы оцениваете степень цифровизации транспортного машиностроения России?

Отрасль в большей степени, к сожалению, пока остается в прошлом веке. У нас замечательные люди, но не очень хорошие мощности и не всегда передовые продукты. Нужно трезво оценивать, где мы отстаем, и делать все ради повышения конкурентоспособности по сравнению с зарубежными коллегами. Нам повезло, что сейчас происходит некий технологический перелом. Именно в такие моменты есть возможность сократить разрыв, а то и опередить ключевых конкурентов. Не всегда понятно, какие решения станут мейнстримом, но всегда есть шанс, имея хороший потенциал думающих людей, совершить рывок и занять лидерские позиции в мировом масштабе.

Ресурсов для этого рывка достаточно?

У нас очень серьезная инженерно-математическая школа, люди, способные работать на результат, в отдельных отраслях достаточно высокая степень концентрации капитала для финансирования новых проектов. Поэтому да, есть все необходимое для прорыва. Вопрос, скорее, в способности консолидировать ресурсы, чтобы сфокусироваться на достижении нужного результата.

Кстати, степень внедрения цифровых проектов пока неудовлетворительная не только у нас, но и за рубежом. Нет устоявшихся стандартов и комплексных решений, которые могли бы обеспечить благоприятный переход на цифровое производство. Если мы выйдем на рынок и попросим продать нам «Индустрию 4.0», нам никто ничего не продаст, потому что мы ждем от продавца, что он покажет реализованные проекты. В реальности все готовы экспериментировать на нас, но никто не может продемонстрировать доказанный эффект. По этой же причине мы сейчас развиваем свои интеграционные команды, которые изучают предлагаемые на рынке решения и анализируют, как их друг с другом синхронизировать.
концепцию «Цифрового депо» планируется растиражировать на всю сеть сервисных локомотивных депо ГК «ЛокоТех»
Для разработки и внедрения интеллектуальных систем образована отдельная компания 2050.DIGITAL. Можно ли рассматривать ее как отдельный сегмент бизнеса?

Цифровая трансформация в такой консервативной отрасли, как транспортное машиностроение, — сложная задача. Поменять систему, частью которой ты являешься, изнутри крайне сложно. Сейчас компания 2050.DIGITAL работает преимущественно на ГК «ЛокоТех» и «Трансмашхолдинг», но при этом является самостоятельным инновационным бизнесом, неким инкубатором стартапов в области микропроцессорных систем управления и сложных экспертных систем, построенных на технологиях искусственного интеллекта. Эти проекты в конечном счете дадут нам существенную степень автоматизации, роботизации производств и технологических процессов.

Как вы находите идеи для стартапов?

Мы ищем команды с привлекательными идеями либо придумываем что-то сами и подбираем команду. Помогаем сделать продукт, который можно обкатать на любом из производств ГК «ЛокоТех» и ТМХ.
Есть уже реальные примеры?

Да, мы приобрели долю в компании Clover Group, которая создает решения по предиктивной аналитике. Помогаем им развивать этот продукт на нашей базе. Одновременно создаем компанию по применению аддитивных технологий, развиваем интересные продукты с командой, которая специализируется на СЦБ (устройства сигнализации, централизации и блокировки, используемые для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов. — Прим. ред.) — это важно не только для ключевого заказчика, но и для других промышленных потребителей.

Какова конечная цель цифровых инициатив, реализуемых в периметре ГК «ЛокоТех» и «Трансмашхолдинга»?

Жизненный цикл продуктов, которые мы производим, будет сопровождаться универсальными цифровыми решениями для всех предприятий ТМХ и ГК «ЛокоТех». Будет выстроена обратная связь от эксплуатации к конструкторам для внесения изменений, позволяющих существенно улучшить эксплуатационные показатели техники. Сюда же будут интегрированы системы управления бизнесом. В этом плане мы рассчитываем уменьшить давление накладных издержек на экономику объединенной компании.
Основные направления использования цифровых решений в локомотивном депо
  • Сбор и обработка информации перед заходом локомотива в депо.
  • Минимизация человеческого фактора при выполнении ремонтных работ.
  • Оптимальное управление товарно-­материальными ценностями.
  • Интеграционные решения.
Какие проекты 2050.DIGITAL уже внедрены?

Мы создаем цифровую среду производства, обслуживания и эксплуатации тягового подвижного состава. Наша главная цель — минимизация человеческих слабостей, приводящих к ошибкам, отказам на всех стадиях жизненного цикла локомотива. Магистральный проект такой цифровой среды — «Умный локомотив». В продолжение этой инициативы создаем «Идеальное депо» в Вихоревке. В рамках этой большой идеи проводим эксперимент по тотальной цифровизации Новочеркасского электровозостроительного завода.

Речь идет о попытке создать своего рода цифровой завод?

Совершенно верно. Мы хотим добиться существенного увеличения эффективности производства локомотивов путем полной цифровизации, построения цифровых двойников производства, цифровых теней продуктов и применения инструментов искусственного интеллекта для решения оптимизационных задач.

Что это означает на практике?

Все объекты производства должны иметь возможность генерировать и передавать данные в общую систему, а она — принимать эти данные, обрабатывать и отправлять «выжимку» в системы помощи принятия решений. В итоге мы получаем цифровой двойник завода или продукта, который производит этот завод, а значит, появляется возможность виртуального внесения конструктивных изменений в ту или иную модель машин, виртуального тестирования и даже виртуальных испытаний различных применяемых на ней технологических решений. Таким образом, возникает целый набор аналитических инструментов для того, чтобы опробовать различные сценарии создания и эксплуатации продукта, не тратя деньги на опытный образец. А на стадии производства мы получаем уже идеальную технологию и идеальный продукт.
Огромное количество задач, которые решают целые отделы конструкторов-технологов, можно оптимизировать. Теми же самыми коллективами можно делать больше и гораздо эффективнее. При этом мы не ведем речь о сокращении активов, мы говорим о том, чтобы избавиться от неэффективных вариантов реальности. В итоге труд конструктора сместится с разработки конкретного узла к системной интеграции узлов, которые разработаны машинами.
Мы сможем производить некую идеальную тяговую единицу под любые требования заказчика, причем очень быстро
Значит ли это, что рынок получит идеальный локомотив?

Мы сможем производить некую идеальную тяговую единицу под любые требования заказчика, причем очень быстро. Сейчас мы годами делаем одну и ту же модель локомотива под конкретный полигон. Но давайте себе представим ситуацию, когда под каждый запрос со стороны клиента, по его очень специфическим требованиям к конкретному месту и условиям эксплуатации разрабатывается новая модель и тут же выпускается малой серией на производстве высокой степени автоматизации. То есть в будущем каждый клиент получит не то, что может произвести машиностроительный завод, а то, что ему действительно нужно. При этом он даже может не знать, какая ему модель нужна, ­­— достаточно сформулировать свои задачи, а через несколько месяцев получить готовую машину. Вот идеал, и он достижим с использованием тех инструментов, которыми мы сейчас учимся пользоваться.
КОРОТКО

  • Российское машиностроение располагает всем необходимым для технологического и цифрового прорыва. Но для этого нужно консолидировать ресурсы и сфокусироваться на достижении нужного результата.
  • ГК «ЛокоТех» совместно с 2050.DIGITAL создает цифровую среду производства, обслуживания и эксплуатации тягового подвижного состава для минимизации человеческого фактора.
  • В идеале создание цифровых двойников производства и применение инструментов искусственного интеллекта позволит быстро производить идеальную тяговую единицу под любые требования заказчика.
О принципах нового технологического уклада и перспективах цифровой трансформации российской промышленности читайте в статье «Индустрия 4.0. Догнать и перегнать».

О цифровой трансформации «Трансмашхолдинга» читайте в интервью генерального директора Кирилла Липы.

Более подробно о программе внедрения предиктивного анализа состояния локомотивов рассказывает генеральный директор компании Clover Group Денис Касимов.

Генеральный директор компании 2050.DIGITAL Игорь Бевзюк делится своими оценками цифровой трансформации транспортного машиностроения.